Крепости Каракалпакии и переезд в Бухару

День 34. 28.09.2018. Крепости Каракалпакии и переезд в Бухару.

Накануне вечером заказали за 40$ экскурсию по крепостям Хорезма с доставкой на вокзал Ургенча. Поэтому проснулись в 7.30 по будильнику. Стараниями моей любимой жены вещи на 80% были собраны и перепакованы. Поэтому было все просто — душ, сборы. Потом вкусный завтрак в отеле Old Khiva. Ассортимент был не хуже, чем вчера утром, что-то добавили, что-то убрали.  Стартовать в 9.00, как мы планировали не получилось, так как вчерашние рецепшионисты забыли заказать для нас экскурсию. Хорошо, что перед завтраком я им напомнил и они начали звонить куда-то, а потом сказали, что машинка с водителем будет к 10.00 и что они сильно извиняются, но мы успеем, если конечно не будем сильно зависать на точках. Ну, что поделаешь, отправились в комнату и ещё часик полежали и почитали про Древний Хорезм, чтобы понимать куда мы едем на экскурсию.

В 10.00 мы были на рецепшен с вещами, получили регистрационные талоны. Увидели заселившихся японцев и двух европейцев. Чувствуется обилие именно серьёзных туристов из развитых стран.

В 10.05 стартовали на Экскурсию на машине с водителем.
Ехали ровно 1,5 часа. Пустыня Кызыл Кум вокруг, до Ургенча и немного после сельхозугодья, кукуруза, плодовых деревья и поля хлопка.

Далее уже до первой крепости Аяз-Кала просто пустынный пейзажи и мелкая растительность. В целом, дорога вполне живописная. Водитель раздал отпечатанные буклеты на английском с описанием крепостей. В 11.35 были у крепости. Вход свободный. Остановились на парковке у юртового отеля. До крепости по протоптанной тропинке по пустыне идти минут 10.

Обратно столько же. Пять мин на туалет. В самой крепости провели полчаса чистыми. Увидели то, что ожидали. Полуразвалившиеся глиняные стены и внутри просто квадратная большая территория. Обошли её по стенам по периметру.

Мне  больше понравились виды на пустыню и на маленькую небольшую крепость Аяз-Кала 2, расположенную неподалеку. Если есть время, то к ней можно прогуляться, но расстояние не маленькое и идти по песку не очень удобно. Крепость относится к кушанской культуре и датируется 3-2 веками до н.э. Среди большой группы поселений особо выделяются три. Первое из них — укрепление Аяз-Кала-3, с минаретами и лабиринтами, огорожено мощной стеной. Внутри укрепления сохранились остатки просторного дворца. На северо-западе находится укрепление Аяз-Кала-2, построенное в Кушанскую эпоху и достраивавшееся в V—VII вв. н. э. Укрепление Аяз-Кала-1 расположено на возвышенности Аяз-Кала, неподалёку от озера Аязколь, хорошо сохранилось. Установлено, что Аяз-Кала-1 являлось военным укреплением, охранявшим часть границ Кушанского царства. В ходе раскопок обнаружены железные кинжалы, ножи, наконечники копий и стрел, бронзовые и золотые изделия. На мой взгляд час было бы оптимальнее, но у нас украли по сути час экскурсии, так как стартовать по плану было в 9.00. Но не критично. Все что надо — увидели и сфотографировали. Мы не в претензии.

Вернулись к машине в 12.25. Водитель устремился очень быстро к следующей крепости. Следующая крепость Тупрак Кала была не далеко. Ехали минут 20. Прибыли в 12.52. Можно было подъехать вплотную. Тоже есть юрты и предложили покормить, но нам наш гид Азиз из Ташкента крайне не рекомендовал кушать в юртах, то мы и не стали. За вход здесь оплатили 8000 UZS. Потом мы потопали в крепость. Вокруг уже совершенно другой пейзаж — явно больше зелени и на горизонте виднелись чёрного цвета невысокие нагорья до 500 метров.

Сама крепость явно лучше сохранилась. Тупрак Кала все таки долгое время была столицей Хорезмских шахов династии Афригидов, так что видны были и множество остатков комнат, укрепления. Три более-менее приличных бастиона, с которых открывались приятнейшее виды на окрестности и нагорья вдали, а также и на сами развалины. Туристов очень мало, хоть и сезон. Параллельно с нами был гид с иностранной парой и ещё пару туристов буквально. При раскопках найдены остатки дворца с 150 залами и помещениями, богато украшенными монументальной живописью и скульптурой. Высота дворца достигала 40 метров. Весь археологический комплекс Топрак-кала включал несколько дворцов, а также город — жилые дома. Ядром дворца Топрак-кала был Тронный зал, где происходили торжественные церемонии. Стены дворца были празднично украшены, расписаны. В начале IV в. стены города были перестроены, дворец превратился в цитадель. К V веку Топрак-кала сделался на некоторое время местом, где поселились простые люди, а затем оно было заброшено. При раскопках был найден дворцовый архив хорезмийских правителей.

Если подробно осматривать крепость с втыканиями какая комната для чего служила, то надо минимум час. Нам для беглого осмотра хватило и 20 минут.

Сели в машинку и через 5 минут в 13.26 были в крепости Кызыл Кала. По некоторым данным Кызыл-Кала входила в систему укреплений Топрак-Калы, и служила дополнительным укреплением. Кызыл-Кала является памятником последнего этапа истории архитектуры античного Хорезма и может рассматриваться как прототип гофрированных массивными колоннами замков афригидского времени. Сама крепость имеет небольшие размеры и имеет почти квадратную форму. Во время исследования фундамента и остатков сооружений было установлено, что крепость была окружена двойной крепостной стеной, по углам крепости располагались сторожевые башни. Посередине поселения шла одна главная улица, заканчивающаяся храмом огнепоклонников, где зороастрийские жрецы проводили свои обряды. Жилая часть города была разделена улицей на несколько отсеков, в каждом из которых находились по нескольку комнат, где жили семьями.

Вход бесплатный, очень пыльная грунтовка и многие водители не хотят по ней ехать к сожалению. Наш тоже не захотел и мы 200 метров пылили до крепости. Да, не жарко и все такое, но если есть возможность подъехать, то лучше на этом настоять. Мы подошли к крепости и ограничились наружным осмотром. Явно видно было, что крепость активно восстанавливают. Она самая лучше всех выглядящая крепость.

Вокруг хлопковое поля, речка и много зелени. Чёрные нагорья тоже вдали дополняют пейзаж. Крепость Кызыл Кала после реконструкции сможет реально ознакомить посетителей как примерно все было. Укрепленные во время реставрации стены, дренажка в этих обновлённых стенах явно придаст комплексу долговечности.

Пофотографировав — попылили обратно. В 13.50 сфотографировав хлопок, отправились в Ургенч.

Ехать было около часа, а нам ещё в супермаркет заходить. В общем 4 часа для такого тура маловато. Идеально 6 часов, как и предлагается. Но у нас стырили 1 час, хотя мы бы его точно на обед потратили бы. Плюс если выезд с возвратом в Хиву, то ещё 30 мин. Так что думаю то ж на то и выходит. Водителю отдали 320000 UZS за экскурсию. Перед вокзалом попросили его завезти нас в супермаркет, чтобы уже нормально поесть в поезде. К 14.35 прибыли в Ургенч. Купили за 21000 UZS свежайшую самсу 6 шт из тандыра на улице и в супермаркете прикупили курочку копченую, воду и салфетки. За все заплатил 27000 UZS.

Водитель привез нас на вокзал к 15.00 и, попрощавшись, укатил по своим делам. До отправки поезда оставалось ещё 50 мин. Я попытался было купить пиво, но меня ждал полный облом. Пива не было. Ни в здании вокзала, ни в магазинчиках поблизости. Увы. Ну что ж поделаешь. Решили что допьем вино из Армении.

Проход в здание вокзала не хуже, чем проход внутрь здания международного терминала аэропорта. Сначала у нас проверили паспорта и билеты, потом мы прошли в здание вокзала и все вещи пропустили через полноценный сканер. Потом ещё раз проверили паспорта и билеты и поставили на билете штамп. Ну в общем, все серьезно и мы не скучали в ожидании поезда.

Какой-то поезд уже стоял и мы думали, что наш, но оказался не наш. Наш оказался проходящих и прибыл по расписанию примерно в 15.30. Поезд номер 58Ж следует аж до Ташкента, но мы сходим в Бухаре. В пути ровно 7 часов. Стандартный советский купейный вагон. В нашем купе уже была мамочка с двухлетний, слава Богу очень спокойный, ребёнок. Вежливая такая узбекская мамочка. Ни малейших проблем с ней и ребёнком за 7 часов дороги не было. Проводник — старый узбек ещё раз проверил билеты. Чай и постельное белье входит в стоимость.

Также добавился узбекский парень лет 35-ти по имени Мурод. Оказался адэкватным собеседником и через 3 часа после светской беседы завалился спать на верхней полке над мамочкой. Мы же первым делом набросились на самсу. Она оказалась вполне вкусной, из аутентичного глиняного тандыра, с рубленым мясом и луком и минимумом специй. Съели 5 из 6. Наелись. Жалко только, что в кульке самса смялась, сок вытек и самса размякла. Ну съели и так. Под винишко хорошо пошла.

Потом чайком побаловились, постелились. Лейла забралась на верхнюю полку и заснула. Я понаблюдал за пустынными пейзажами Караколпакии, перемежаемыми полями хлопка и кукурузы. Пересекли мы и великую реку Амударью, правда весьма не полноводную осенью после жаркого сезона. Потом поболтали с узбекским попутчиком о том о сём. Так скоротали время до 18.50. Потом я начал набирать текст на компьютере про армянскую часть нашего путешествия, но лэптоп быстро сел и я переключился на телефон. Лейла спустилась, попили чай. На часах 20.07 и в поезде тишина и спокойствие. Никто не пьёт, не шумит и громко не разговаривает. Отлично ездить узбекскими и поездами! В итоге я еще часа полтора покемарил даже. В 22.55 прибыли в Бухару, вернее на вокзал. Провожали нас и проводник, и новый знакомый – очень приятные люди живут в Узбекистане.

Вышли, прошли по перрону и попали к таксистам. Сторговались за 20000 сом. До города оказалось ехать 15 км, вокзал не в городе, а в пригороде. Но без пробок домчали за 15 мин. В отеле Safiya Hotel нас ждали и заселились мгновенно. Таксисту я заплатил 23000 UZS.

Заказали в номер пакет сока и сдали 5 вещей в стирку, так как стирка весьма дорога в отеле Safiye boutique hotel.

Выпили армянской 60-ти градусной водки с яблочным соком и покушали копчёной курицы, купленной в Ургенче.

За день было потрачено 399 000 UZS(49$). Их них на еду 48 000 сом, на экскурсии 328000 сом, на транспорт 23000 сом.