Экскурсия в Кахетию

Маршрут по Грузии : День 4 (14 сентября 2017 года) Экскурсия в Кахетию

Начало экскурсии в винный регион Грузии – знаменитую Кахетию – назначили опять на 8 утра. Поднялись в 6.30, соорудили вполне себе плотный завтрак, выпили винца за хорошую экскурсию и к 8 утра были готовы. Ной заехал за нами вовремя и мы погнали на восток Грузии. По дороге начали попадаться прилавки с грузинскими вкусняшками. Мы тормознули в деревне, где делают вкусную чурчхелу и ткелапи. Купили 3 чурчхелы и 2 ткелапи за 10 лари. Примерно через 2 часа после старта показались огромные поля виноградников. Конечно же мы остановились и пофотографировались. Для Лейлы это была такая же экзотика, как для туристов из России плантации ананасов в Таиланде, например.

Поля виноградников

Минут через 15 показались виды на Алазанскую долину и на город Сигнахи – нашу вторую важную остановку в сегодняшней экскурсии. На горной дороге остановились у автомобиля, с которого колоритный пожилой грузин продавал фрукты. На 10 лари набрали вкуснейших персиков и очень переспелого инжира. Это было ошибкой. Впоследствии инжир просто забродил, и мы его уже дома вечером весь выбросили. Поснимав виды Сигнаги, мы подкатили к нашей первой важной достопримечательности на сегодняшнем маршруте – монастырю Бодбе.

Алазанская долина
Сезоны созревания фруктов в Грузии

Этот монастырь, расположенный всего в 2 км от города Сигнаги, знаменит благодаря святой Нино. Согласно легенде, после обращения царя Мариама в христианство ему явились 4 звезды, которые разлетелись по 4-м горам Грузии, и одна из них упала близ Бодбе монастыря. Туда-то и отправилась святая Нино с целью воздвигнуть Крест. Произошло это в период с 342 по 347 год нашей эры. Жила она там скромно и умерла там же. Здесь ее похоронили и воздвигли храм, который хоть и не сохранился до наших дней, но стал причиной образования большого монастыря и соответственно Бодбийской Епархии. Здесь короновалось несколько кахетинских царей. Персидский шах Аббас во время набега монастырь разрушил, а в 1837-ом при русских была ликвидирована и епархия. Но царь Александр Третий в память о похороненой здесь великой святой Нино в 1889 году повелел монастырь восстановить и вернуть ему пахотные земли. Со временем монастырь поднялся и разбогател. Ной дал нам 1 час и мы пошли сначала внутрь красивой церкви, где помолились и приклонились к мощам святой Нино. Фотографировать нельзя, но я успел парочку фоток сделать. Далее мы вышли на подворье и с удовольствием пофотографировали утопающий в зелени и окруженный стройными кипарисами монастырь. Далее по лестнице мы прошли более 600 ступенек вниз к источнику святой Нино. Немного утомительно и жарко было, но мы это сделали, испили водицы и, проигнорировав предложение таксистов за 17 лари доставить нас наверх, проделали обратный путь по ступенькам. Туда-сюда без особого отдыха ушло минут 30 – 40. Источник представляет собой небольшое кирпичное сооружение, над которым расположен храм, посвященный родителям святой Нино. В источнике можно окунуться, но мы не стали – и вода холодная, и времени особо не было увы.

Из подворья монастыря открывается прекрасный вид на Сигнахи, Алазанскую долину и аккуратный огород монастыря. Молодцы трудолюбивые монахи – все у них в идеальном порядке! Достраивается новый храм на территории монастыря. Думаю через годик уже будет доступен к осмотру. После осмотра монастыря Бодбе мы устремились в Сигнаги, благо ехать было всего 2 км. Ной провел нас на смотровую площадку, откуда мы опять полюбовались Алазанской долиной и сфотографировали церковь святого Георгия. Также решили зайти в приятный краеведческий музей Сигнаги за 10 лари за двоих. В музее посмотрели экскпозиции по Истории Кахетии, национальные одежды, оружие, кухонная утварь и т.д. Также посмотрели репродукции картин известного грузинского художника Пиросмани. Именно он усыпал миллионом алых роз площадь в городе Сигнахи, о чем поется в песне Аллы Пугачевой)) Миленько и по времени минут за 30-40 управились. В общем, вы можете либо по Сигнахи прогуляться, крепость посмотреть вполне приличную, либо по музейчику, увы не было особо времени на все сразу.

Административный центр Сигнахи
Алазанская долина

И вот мы опять в комфортабельном микроавтобусе Ноя движемся по нормальным грузинским дорогам навстречу новым впечатлениям. Следующая наша точка – знаменитые винные погреба Хареба. По совету Ноя мы взяли простенькую экскурсию по погребам без дегустации на английском за 7 лари с человека. Винодельня Хареба находится в Кварельском районе Кахетии. Сюда активно привозят туристов и рассказывают про классический грузинский способ изготовления грузинского вина в специальных огромных глиняных кувшинах квеври, а также технологическое отличие этого способа от классического европейского варианта. В этой винодельне есть также огромный 7-ми километровый подземный туннель, где хранятся тысячи бутылок прекрасного кахетинского вина! Туристов, однако же, пускают только в первые 300 метров туннеля, что вполне ожидаемо. Унылая девочка экскурсовод на английском без эмоций оттараторила то, что должна была и оставила нас в тоннеле пофотать и порассматривать. Мы совершенно правильно отказались от дегустации и обеда здесь – натуральный конвеер. А хотелось душевненько посидеть и посетить менее раскрученную и более домашнюю винодельню. В регионе их дестяки, так что мы просто обьяснили Ною чего мы хотим, и он привез нас в винодельно Шалошвили, где есть ресторанчик и миленький отельчик для гостей, желающих расположиться с ночевкой и заказавших двухдневный тур по Кахетии. Я так понял а каждой винодельне есть и отели и рестораны. И все они конечно же тесно сотрудничают с грузинскими гидами и компаниями.

Однако до этого мы заехали в одно великолепное место – монастырь Некреси. После посещения винных погребов Хареба, мы не смогли отказать себе в удовольствии еще раз поснимать бескрайние просторы виноградников Кахетии и груженые свежим виноградом целые фуры, рядами выстраивающиеся перед винодельней. Лейла была в восторге от такой экзотики. Да и я такое первый раз видел, хоть и бывал в винном регионе Венгрии в 2006 году.

Поля виноградников
Грузовик с винограда

Итак, монастырь Некреси был нашей следующей прекрасной точкой в нашем маршруте. Солнышко прижаривало, небо голубое и с высоты монастыря Некреси мы мечтали рассмотреть Кавказский хребет, окаймлявший Алазанскую долину, да и самой долиной полюбоваться. Монастырь Некреси расположен на горе и к нему от парковки едет автобус, которым пользоваться нужно обязательно. Цена за туда-обратно 1,5 лари с человека. На своей машине туда не пускают. Ной довел нас до автобуса и попросил не опаздывать на обратный автобус через полчаса после подьема в монастырь. Нам повезло, так как автобус как раз отправлялся и нам не пришлось его долго ждать. Больше половины мест в автобусе было занято туристами. В сезон думаю вообще он битком наверное. Ехали мы не долго – минут 10 наверное. Вышли и пошли к монастырю. На восточной стороне Алазанской Долины нет большого изобилия монастырей – очень многие были разрушены лезгинами во время набегов, да так и не восстановлены. Ранее у подножия горы с монастырем был целый город, но от него ничего почти не осталось.

Автобус до Некреси
Ворота в Некреси

Первый монастырь на этом месте появился в 6-ом веке и был он основан ассирийцем Або Некресским, казненного персами в Мцхете. Нынешний же комплекс включает в себя Храм Пресвятой Девы Марии 8-го века, часть дворца епископа с пристроенной к нему Башней 15-го века, несколько совсем маленьких строений, возможно хозяйственные постройки разных столетий. В Храме Пресвятой Девы много красивых старинных фресок и есть столик со свечами, мы помолились, поставили свечи и даже написали записки за здравие и упокой на завтрашнюю службу. Виды на Алазанскую долину от монастыря прекрасные, стариной, умиротворенностью и намоленностью вполне веет. Очень понравились старинные монастырские винохранилища – марани – непонятно какого века. В общем, получили удовольствие. Там же познакомились с азиатско-европейской парой. Она – малайзийка из Мелаки, китаянка, он – бельгиец. Приятная пара, живущая в Брюсселе и путешествующая по Грузии на арендном автомобиле. Мы постарались рассказать им массу полезной информации про регион Казбеги, где мы были вчера и куда ребята собирались отправиться на следующий день. Так, общаясь, мы погрузились в автобус и спустились за 10 минут вниз. Здесь мы тепло попрощались с ребятами и погрузились в наш микроавтобус. Есть хотелось очень сильно, программа выполнялась тщательно, так что Ной взял курс на винодельню Шалошвили, где нас ждали заслуженный хлеб и вино.

Ехали мы не долго и вот уже и приятный отель с бассейном, ресторан и винодельня. Экскурсия с дегустацией проходила вполне бойко. Нам дали щедро попробовать 3-4 сорта вина и чачу. Показали квеври и дали даже помешать в ней виноматериалы, рассказали о производстве и технологичном процессе. На голодный желудок Лейле сразу стало хорошо, приятное алкогольное опьянение накрыло и меня. После дегустации купили 5 бутылочек отменного Киндзмараули по 20 лари и три бутылочки чачи по 15 лари. Итого на 145 лари. Почти все, за исключением бутылочки Киндзмараули, довезли домой в Киев, а две бутылочки вина долетело аж до Куала лумпура. После экскурсии, дегустации и закупок мы проследовали в ресторанчик. Решили заказать шашлык, его мы еще в Грузии не пробовали, да и под вино и чачу должно было пойти отлично. К шашлыку хлебушек, соусы типа ткемали и аджика. Шашлык очень так себе, что подтверждает прочитанные мною мнения про то, что в Грузии далеко не везде вкусный шашлык. Тем не менее мы наелись и были вполне сытые и немножко пьяненькие. То, что надо. За ужин я оплатил 58 лари за всех. Само место понравилось, мы уезжали удовлетворенными. Дело близилось к закату. Ной остановил нам у крепости Греми.

Shaloshvili's Cellar Hotel, Шилда (Грузия)
Shaloshvili’s Cellar Hotel, Шилда (Грузия)
Вид из Shaloshvili

Крепость Греми – это архитектурный памятник 16-го века. Там же находится Церковь Ангелов. От города Греми более ничего увы не осталось. А ведь в 16-17-х веках это была столица Кахетинского царства, городом на Великом Шелковом пути, пока армия иранского шаха Аббаса не сравняла город с землей в 1615 году. С тех пор от города мало что осталось, а столицу цари перенесли в город Телави. Церковь Архангелов Михаила и Гавриила, построенную в 1565 году, мы и посетили в первую очередь. Каменный традиционный крестово-купольный храм, которых мы уже достаточно много увидели за наше короткое пребывание в Грузии. Есть колокольня, а в самом храме древние фрески с изображениями царей Кахетии. Достаточно недурственные виды сверху на Алазанскую долину и проявившийся, наконец, в рассеявшемся тумане Кавказский хребет. Кирпичные стены форта когда-то выглядели внушительно, да и сейчас вполне отлично сохранились. Уделив внимание важной достопримечательности, мы устремились в Тбилиси через Гомборский перевал. Очень хотелось успеть посмотреть закат на этом перевале. И мы слава Богу и спасибо Ною успели это сделать. Перевал 1700 метров и там есть смотровая площадка, где мы успели высадиться и в компании парочки индусов пофотографировать красивый закат.

Закат солнца, Гомбори
Закат солнца — Гомбори, Грузия
Гомбори, Грузия

На этом насыщеннейшая программа экскурсии по Кахетии подходила к концу. Ной благополучно прибыл в Тбилиси к 20.00, самочувствие было отличным. Попрощавшись тепло с нашим водителем и поблагодарив его за прекрасные экскурсии, мы пошли домой. Вот контакты Ноя для всех желающих –

НОЙ СИРУНЯН — + 9 9 5 5 9 2  0 0 4 4 5 0

Я же забежал в магазин и купил кое-чего по мелочи. На завтра были тоже весьма важные задачи поставлены – осмотр Тбилиси, а Лейла к тому же еще и работала с 4 утра до 12 дня. Поэтому надо было хорошо отдохнуть. Душ, винцо, чаек и спать. Намаялись, но счастливые и довольные уснули.

Подводя итого 14 сентября отмечу, что ехать в Кахетию надо однозначно – это винное сердце Грузии, это виды, это красивые монастыри Бодбе, Некреси и Греми, это дух Грузии! Нам все очень понравилось сегодня, цели и задачи выполнены на 100%, негатива не было.