Водопады Виктория со стороны Зимбабве — ресторан BOMA

Большое путешествие в Африку (Руанда – Уганда – КенияТанзанияЗамбияЗимбабве)
День 18 (4-го июня 2017 г.) Водопады Виктория со стороны Зимбабве – ужин в ресторане BOMA

Ночь прошла беспокойно из-за кашля Лейлы, причем еще и боль в горле усилилась, дал ей ибупрофен – вроде уснула. Так как я лег чуть ли не в 19.30 накануне, то в 5.50 утра уже встал и мы с Лейлой начали собираться. По плану была зачистка водопада Виктория со стороны Замбии и на такси смотаться в город Ливингстон на Замбийской стороне. Главное, что у Лейлы по сути кроме мокрого кашля и боли в горле при глотании никаких других симптомов не было, что не мешало нам выполнять программу. Так что, помолясь, в 7 утра стартовали из отеля в сторону границы. Идти было чуть более 2 км и мы за 20 минут бодрым шагом это расстояние преодолели. Не доходя до границы метров 500 увидели, как на фоне голубого неба видно реально водяное облако в небе и накрапывает дождь. Это от великого водопада Виктория само собой.

Красавец водопад Виктория на реке Замбези расположен на границе Замбии и Зимбабве и имеет ширину 1800 метров и высоту 120 метров. Открыт Ливингстоном в 1855 году и назван в честь королевы Виктории, местные называют его «Мосси оа Тунья» (Mosi Oa Tunya) — гремящий дым. Водопад входит в список главных природных достопримечательностей африканского континента и в аналогичный список ЮНЕСКО. Это единственный водопад в мире, имеющий одновременно более 1 км в ширину и более 100 метров высоту. Железную дорогу сюда англичане провели в 1905 году и с этого времени водопад стал доступен для путешественников. Ну само собой сейчас большинство туристов прилетает в международные аэропорты Виктория Фоллс, Зимбабве или Ливингстон, Замбия.

Рекламный щит (Ресторан BOMA)
Mosi Oa Tunya Livingstone Way

Вот это чудо природы Африки и всего мира мы и собирались осмотреть со стороны Замбийского Национального Парка «Гремящий дым». Но сначала мы дошли до пограничного пункта Зимбабве и прошли на иммиграцию. Там мне сразу поставили выезд из Зимбабве, увидев мою КАЗА визу. А вот к Лейле начались вопросы, собирается ли она вернуться, так как виза у нее однократная и филиппинцам надобно оформлять для въезда в Зимбабве разрешение онлайн, а это три рабочих дня. Мы сразу же начали обьяснять, что нам сказали, что с однократкой можно вернуться в тот же день и нет проблем. Однако женщина и ее коллега на иммиграции были не преклонны. Они сказали, что если Лейла выйдет из Зимбабве и въедет в Замбию, то ее виза гаситься и без оформленного онлайн разрешения визу на въезд они не поставят. Та-да-да-дам!! Эпическая ошибка! Лейла без Замбии. Сделать ничего нельзя, взятку брать отказались. Вот вам и африканская коррупция. Ну что им стоило?! Ан нет! На мост через реку Замбези между двумя странами нам, однако, пройти разрешили. Так что расстороенные мы поплелись в сопровождении бабуинов на мост Дружбы между Зимбабве и Замбией. Оттуда прыгают с тарзанки, по нему ходит старинный дорогущий поезд, а может и обычный ходит? Мы не интересовались. Главное, что наш план на сегодня был сорван. Пришлось сходу перестраивать планы.

Прошлись по мосту, до которого долетали брызги с водопада и местами моросил дождик. Я прошел аж в Замбию до КПП, но Лейла отказалась участвовать в придуманных мною схемах нелегального проникновения в Замбию – типа договориться с Замбийскими пограничниками не ставить штампы в паспорт и на входе в Зимбабве просто показать бумажку на право посещения моста, выданную Лейле. Технически, если бы договорились, то прокатило бы так как люди в здании на выезд и въезд разные и они не знали бы время, когда Лейла вышла из Зимбабве на мост. То есть технически можно было бы вернуться часов через 6-7 и никто бы ничего не понял. Но думаю, что Замбийцы не согласились бы и мы решили даром ноги не бить, а лучше вернуться в Зимбабве, присесть на завтрак в шикарном ресторане на обрывистом берегу Замбези с очумительным видом на ущелья и подумать, что нам с этим всем делать. На мостике есть пара точек, с которых видно круговую радугу – такое радужное кольцо в ущелье реки Замбези. Удалось вполне нормально запечатлить эту красоту.

Мост водопада Виктория

Вернулись в Зимбабве без проблем – спросили просто бумажку, которую выдали на посещение моста. Затем протопали по тропинке и указателям до ресторана, отбившись по дороге от продавцов сувениров-экскурсий. Вид с http://www.wildhorizons.co.za/the-lookout-cafe/ с ресторанчика был супер, а благодаря воскресенью они были открыты уже в 9.00 и сервировали завтрак. В будни есть риск, что могут открыться позже и не предлагать завтрак, так написано на сайте.

Железная дорога (Виктория-Фолс)
Wild Horizons Lookout Cafe (водопад Виктория)
Ущелье (водопад Виктория)

Лейла заказала приличный завтрак за 10 долларов – яичница, мясные сосиски, бекон, тосты, чай с лимоном. Я же заказал из меню свинной стэйк на кости с овощами и картошкой-фри. Не смотря на 9 утра, повар взялся побаловать меня блюдом посложнее, чем завтрак. Цена удовольствия 15 долларов. Сделав заказ, начали активно любоваться видами на реку Замбези. В этом месте она пробивает себе путь по извилистому ущелью с отвесными скалами метров по 100. Так что виды просто супер. Тут подошли еще посетители, молодая пара — явно азиаты. Каково же было нам узнать, что это ребята из Сингапура! Вау, так это ж практически родня. Мило поболтали и поделились опытом, а также сделали фотки друг друга на фоне ущелья.

А там и завтрак подоспел. Готовили быстро, а качество еды нас устроило на 100%. Увидев Лейлын завтрак, я понял, что мог бы не тратиться на свиную отбивную)).После заказали еще чаю для Лейлы и я себе кофейку. Счет составил ровно 30 долларов США. Затем устроили фотосессию на травке за рестораном, чтобы перила не мешали и к 11.00 подошли к входу в Национальный парк «Виктория Фоллс».

Wild Horizons Lookout Cafe
Wild Horizons Lookout Cafe (водопад Виктория)
Вид из Lookout Cafe

Вход в парк стоил 30 долларов с человека, + 1 доллар за карту. Иитого 61 доллар и мы прошли внутрь парка, сориентировались где первая точка осмотра и методично начали зачищать водопад и прилегающую территорию.

Билетная стойка (водопад Виктория)

Важный совет! Когда водопад полноводен – с марта по октябрь – брать с собой водонепромокаемый пакет для всех вещей. Дождевики хорошего качества и не промокаемые штаны. Местами тупо заливает и можно намочить документы и угробить технику. У нас водонепроницаемый фотик и гоу-про, но при таких мощных брызгах снять все-равно особо не получиться ничего, так как объектив заляпывается напрочь! Мы не взяли водонепроницаемый пакет, оставили его в Куале дома, а пригодился бы. Либо же надо было мне сбегать и отнести все в номер и идти только с фотиком и камерой. Но мы настолько были в предвкушении не земного удовольствия от лицезрения водопада, что как-то понадеялись на авось и на наши вполне промокаемые рюкзаки.

Но начали мы с памятника господину Ливингстону и того места, где Замбези только устремляет свои воды к обрыву. Водичка-то уже вполне стремительная, кстати, турагенства нехилый рафтинг предлагают по Замбези, кому нравиться – вперед! Так что начинается там все у памятника господину Ливингстону – открывателю водопада. Далее пара точек, которые позволяют увидеть зарождение водопада и стремление могучих масс воды к 120-ти метровому обрыву. Вообще, 16 пунктов маршрута со стороны Зимбабве реально усиливают ваши впечатления по наростающей. Вступление – 1-6 пункты, Кульминация – 7-12, Развязка – 13-16. Мы одели непромокаемые штаны и куртки с капюшонами и попрятали все вещи в рюкзаки. Собственно мой совет, если не хотите быть мокрыми и намочить вещи, идти до 13 остановки, посещая все точки осмотра, а с 13 по 16-ую просто проходить быстро по дальней тропинке, не приближаясь к самим остановкам. Там такой столб воды стоит, что вы ничего не увидите и ничего не сфотографируете, просто вымокнете нафиг да и все. Мы сделали с точностью до наоборот и не могу обьяснить себе нахрена я поперся в самую гущу брызг и в водяные столбы, слишком сильно надеясь на свой рюкзак. Это было глупо.

Статуя (Давид Ливингстон)
Виктория (водопад)

Впечатления были волшебными – миллионы тонн воды низвергаются со 120-ти метровой высоты и дают тучи брызг и огромное водяное облако, издалека напоминающие тучи, при этом вокруг голубое небо, солнышко и +25 градусов тепла. Гул стоит могучий. Обзор со стороны Зимбабве волшебный, так что штатиф был очень полезен и мы сделали ряд фотографий вдвоем вполне для нас отличных. С седьмого пункта видна именно стена водопада с большой шириной и возможностью сделать отличные фото. Везде все аккуратно ограждено и ухожено – тут зимбабвийцы молодцы.

На восьмой остановке вид достиг своего полного величия и я даже сделал фото, как я отхлебываю южно-африканский коньячек на фоне водопада)). Дальше если честно можно было бы и не идти. Мы только промочили вещи, благо наши дождевики и не промокаемые штаны были отличного качества и одежда наша почти не промокла! Но мы конечно же дошли до конца и гороически совались на все смотровые площадки, даже те, которые заливало струями брызг от водопада. И вот, спустя ровно два часа от момента покупки входного билета, мы вышли к тому самому железнодорожному мосту между Замбией и Зимбабве, где были сегодня утором. Таким образом полный маршрут от памятника Ливингстону до смотровой площадки с видом на железнодорожный мост километра с полтора и куча смотровых площадок. Все просто. Это вам не Аргентинская сторона водопадов Игуасу с ее тремя маршрутами и поездками на поезде к глотке Дьявола! На последней точке мы оперативно разгрузили рюкзаки и увидели, что все подмокло, техника не успела пострадать, паспорта же чуток подмочились и надо было срочнейшим образом это все сушить. Так что настроение было немного испорчено, вернее была озабоченность, как бы все просушилось без последствий и слпшихся страниц. Все-таки документы!

До выхода прошагали бодрым шагом попрятав все ценные вещи под непромокаемые дождевики. Впечатления от посещение водопада Виктория однако же были все равно восхитительными, на его осмотр надо закладывать два часа от момента покупки билетов до выхода с территории парка. Мы особо не торопились нигде. Ну если кто прям серьезный фотографи и т.д., то наверное 2,5 – 3 часа. Кафешки есть на входе в парк, в самом парке не увидели проблем поесть принесенную с собой еду, аккуратно выпить и закусить и устроить офигенный пикник. Укромных местечек для этого хватает, но народ все равно будет. Людей в начале июня в воскресенье было мало – делайте выводы. Наверное хорошее время для посещения водопада – погода прекрасная, дождей нет, людей нет, водопад полноводный. Так что могу с уверенностью сказать, что идея посетить водопад Виктория в конце мая – июне прекрасная. Как на счет других месяцев судить не берусь – просто делюсь своим опытом.

Лейла намекнула на счет такси от парка до отеля, но платить 10 долларов за 1,6 км я не хотел и мы дотопали пешком, хлюпая промокшими насквозь треккинговыми ботинками. В отеле немедленно разложили все сушить, благо ветерок на балкончике на террасе был отличный и солнышко припекало. Влажности не было особой – воздух сухой. Внизу я еще и стрельнул фен на рецепшене. Так что дела пошли споро и потерь среду вещей-документов-денег-техники не было абсолютно. У меня в одном из паспортов один из штампиков чуть размыло, но это было не критично абсолютно. На спасение всего и восстановление ушло какое-то время. Но мы не торопились. Планов на вечер пока вообще не было, да и что делать завтра было не совсем понятно, так как вылет только в 18.00 и есть куча времени до вылета.

Я решил сходить за пиццей в отмеченную в трипэдвайзоре пицерию и вкуснейшими сосисками и ветчиной в супермаркет. Лейла продолжила сушку одежды феном. Пицца в Pizza Bistro (Park Way, Victoria Falls, Zimbabwe) была просто прекрасна. За 9 долларов мы получили прекрасную пиццу на двоих с кучей мяса и сыра. Я не помню, чтобы ранее ел где-нибудь пиццу с такой щедрой начинкой. Еще на 11 долларов я закупился в супермаркете сосиками, ветчиной и пивком. Вернувшись домой, помог Лейле все досушить и упорядочить по своим местам и мы устроились на террасе под ласковым зимбабвийским зимним солнышком поедая прекрасный обед! Просто очень вкусно все зашло под зимбабвийское пиво. Кашель Лейлу беспокоил в меру, так что это было не комфортно, но не мешало нам наслаждаться нашим пребыванием в прекраснейшем месте Виктория Фоллс!

На этаже встретил ту самую пару из Сингапура! Они тоже выбрали наш отель. Все таки цена-качество нашего отеля самое то.

После вкусного обеда мы отдыхали в номере и строили планы. Было решено поужинать сегодня вечером в этническом ресторане BOMA. Там за 45 долларов предлагается шведский стол и национальное представление. В любом случае это гораздо интереснее и познавательнее, чем сидеть в отеле. До ресторана ехать на такси за 10 долларов в каждую сторону было жалко, поэтому мы лениво потопали по главной улице городка, и, пройдя железнодорожное полотно, по левой стороне на углу увидели работающее турагенство (Getaway Safaris). На часах было 18.00 и мы должны были к 19.15 уже быть в ресторане. Ехать туда очень близко, так что мы надеялись решить вопрос с бесплатным трансфером до ресторана при заказе у агенства ужина. После коротких торгов сговорились на 100 долларов на двоих – то есть транфер туда и обратно нам посчитали всего 10 долларов на двоих. Сэкономленная 10-ка была весьма кстати. Милая барышня из турагенства начала предлагать нам другие развлечения на завтра. Ждать было еще около часа, так что мы начали совещаться. Решено было отправить меня в Замбию пешком через мост, далее я должен был зачистить Национальный парк «Моси оу Тунья» и пофотать водопад Виктория со стороны Зимбабве, затем на такси сгонять в Ливингстон, отправить открытки в Украину и Малайзию, посетить супермаркет и аптеку, чтобы купить Лейле каких-нибудь эффективных лекарств для горла, ну и добавить в свой послужной список + 1 страну и замбийские штампы в паспорт.

Getaway Safaris, Виктория-Фолс

Лейле же в качестве компенсации надо было предложить достойное развлечение. Сначала решили, что она полетает на Flying Fox над рекой Замбези. Этот аттракцион мы видели сегодня с ресторана утром и это выглядело достаточно адреналиново. После торга цена за удовольствие составило 45 долларов включая трансферы из отеля и в отель. Я оплатил и уже получил чек, как вдруг поинтересовался ценой на полет над водопадом на вертолете. Агентша оживилась и сказала, что за 112 долларов она это нам очень легко организует. Везде цены 130-150 и цена была мега заманчивой, думаю это было связано с тем, что вместе с Лейлой уже была пара и третий одиночный турист был чистым заработком, так как вертолет на троих туристов, а одиночек уже могло и не быть на 8.30 утра. На часах было 18.30 и вряд ли после нас уже были клиенты. Так что думаю повезло, а может мало туристов и поэтому они сговорчивее. Как бы там ни было, но я побежал в отель за добавкой денег. Мы отменили аттракцион «Флаинг Фокс» и оплатили 100 долларов за вертолетную экскурсию над водопадом Виктория. Первую в жизни Лейлы, собственно на вертолете она никогда в жизни не летала и это была превосходная компенсация за непопадание в Замбия( что более моя ошибка, я должен был тщательнее проверить и подстраховаться, оформив Лейле двукратную Зимбабвийскую визу). Видите, дорогие читатели, все, что ни делается, делается к лучшему. Не попали сегодня в Замбию, зато попали в прекрасный ресторан BOMA и Лейла полетала на вертолете. А я в итоге и в Замбии побывал. Но про это позжее.

Ну а пока, оплатив в сумме 200 долларов за ужин и вертолет, мы послонялись по ближайшим сувениркам, но настороения тратить деньги не было, сами понимаете))). В 19.00 за нами заехал водитель на отличной Тойоте и мы тепло попрощались с нашей милой дамой из турагенства. До ресторана домчали минут за 10. Место очень интересное

Водитель пообещал заехать за нами в 21.20 и укатил восвояси. Мы же прошли внутрь, где нас усадили за столик на двоих с не плохим видом на сцену. Все было очень аутентично, а сам ресторан располагается на территории большого и дорогого лоджа.

Я взял пива 0,33 за 3 доллара и мы потопали смотреть на шведский стол. Выбор блюд был великолепен. Жаль, что мы были не голодными. Пицца днем с ветчиной зашла отменно и было чувство легкого голода. В такие места конечно надо приходить мега голодными. Из необычного было мясо крокодила, импалы, бородавочника и личинки какого-то насекомого. Ну и куча разного мяса, гарниров и салатов. Реально очень достойная еда, а также вкусные заварные пирожные и муссы на десерт. Ну и фрукты. В зоне гриля вам могли пожарить стейк из говядины, бородавочника, сосиски вкуснейшие, курятину и бекон. Все свежайшее и очень вкусное. Мясо импалы и крокодила приносил официант и его было не безлимитно, но мне не очень и понравилось. Так, на любителя.

Само же представление сильно уступало шоу в подобном ресторане (Rafain Churrascaria Show) в Бразилии на водопадах Игуасу, которое мы посетили ровно год назад. Там была феерия красок и танцев и было реально интересно. Здесь было все поскромнее, но в целом колоритные танцы, там-тамы и попытки растанцевать и завести народ. Людей было достаточно много, была целая группа китайцев и вообще групп, индивидуалов, как мы, было не много. К нам приставал шаман типа погадать, но мы все потенциальные платные вещи отшивали напрочь, так как и так прилично оплатили за ужин. Мы ни капельки не жалеем, что посетили ресторан BOMA! Колоритно, аутентично, хоть и для туристов все, но мы не страдаем комплексами, что если туристическое место, то это плохо. Я люблю туристические места, я же блин турист или как? Или аутентично только в сраче в бедном районе с мухами и местными? Мы так не считаем! По украшению зала – отличненько и в традициях Зимбабве, по представлению в меру колоритно, по качеству и экзотичности еды не хуже Карниворе в Найроби. Так что мой совет посетить, если вы конечно любите подобные места.

Водитель приехал за нами вовремя, но можно смело просить его забирать в 21.00, так как мы просто ждали минут 15. Все заканчивается в 21.00. Ну ничего – порассматривали сувенирку. Дорога домой заняла минут 10, подготовились ко сну и уснули. На следующий день надо было рано вставать и было очень много планов. Спали беспокойно, так как Лейла постоянно просыпалась и кашляла взахлеб. Это расстраивало и мешало нормально поспать, но ничего кроме муксолвана от кашля у нас не было, а антибиотики я решил исключить, по ходу они наверное были лишними и усугубили ситуацию. В общем, беспокойная ночка, но в целом поспать все-таки удалось.

Традиционно подводя итоги дня, отмечаю позитивные и негативные моменты. День 4 июня 2017 года навсегда войдет в Историю для нас, ибо не каждый день посещаешь величайшие природные достопримечательности мира! Водопад Виктория стал для нас вторым великим водопадом. Остались Ниагара и Анхель. Дай Бог и туда доберемся, хотя штатовская виза и жопа в Венесуэле вряд ли этому будут способствовать!

Кроме того очень понравился ресторан Бома, грамотно перестроили планы после облома с Лейлыным посещением Замбии, не растерялись, разобрались. Все пучком.

На счет негатива тут все понятно. Супер ошибка с однократной визой Зимбабве мой фол, и, само собой, отсутствие непромокаемого мешка для вещей на водопаде заставило поволноваться и сваливать с водопада не величественно и одухотверенно, а быстро и стремительно, чтобы просушить оперативно документы и не допустить их порчи. Ну и кашель Лейлы и дискомфорт, связанные с этим тоже не радовали.

Как видите, позитив явно перевешивет, так что с оптимизмом смотря в завтрашний день мы уснули.