Таксила, Катаз Радж и прибытие в Лахор

День 11. 05.09.2018 Таксила, Катаз Радж и прибытие в Лахор.

Выезд был назначен на 9.00, поэтому мы проснулись уже в 7 утра, так как надо было еще и собрать все вещи. Как обычно душ, Лейла занялась сборами, а я завтраком. Добили вчерашний суп, колбаску, чай со сладостями. К 9.10 мы были готовы и спустили все вещи вниз, оставив ключ в тайнике у двери и написав хозяину по вотсапу благодарность. Вот и все выселение. После этого мы отправились для начала на заправку и мы заправились на 4730 PKR полный бак, а потом в обменный пункт, так как у меня явно заканчивались рупии. Поменял 100 долларов по 123 рупии за доллар, самый лучший курс за поездку! Место, увы, не запомнил, Инна покомандовала водителю куда завезти. После этого мы взяли курс на север от Исламабада по пятому хайвею на Таксилу. Ехать было около 32 км и погодка радовала солнышком. Дороги в Пакистане отменные, пейзажи вокруг вполне отличные, никокой особой грязи т.д. мы не заметили – все было отлично. Уже на въезде в городок, где распологался археологический сайт увидели персики с лотка, не удержались и купили за 60 PKR. На вкус, увы, оказались так себе.

Taxila Museum – это великолепный объект культурного наследия ЮНЕСКО на территории Пакистана и место это для посещения обязательно.

Taxila – это группа Именно поэтому мы решили и начать с него солнечный день 5 сентября 2018 года. Была среда и посетителей было очень не много, а иностранцев так и вовсе не было. Для иностранцев входные билеты стоят значительно дороже, чем для мечтных – раз в 10. Инна везде с проходила как местная, показывая местную айди карту. Я, к сожалению, не запомнил сколько конкретно мы платили за каждый объект, но всего мы их посетили 4. И в общей сложности на входные билеты на двоих иностранцев и одну местную мы потратили 2500 PKR. Вот они по порядку, а потом я расскажу немного о каждой достопримечательности.

  1. Taxila Museum
  2. Sirkap Remains
  3. Dharmarajika Stupa and Monastery
  4. Jaulian Buddhist Stupa and Monastery

Эта группа античных городов была раскопана под руководством уважаемого английского исследователя сэра Маршала. Начало раскопок датируется 1913 годом. Работы велись активно аж до 1936 года. Самые ценные экспонаты, найденные во время раскопок были перенесены в музей. С которого мы и начали знакомство с археологическими сайтами. В Музее Таксисла представленно множество объектов доисламского периода, относящихся к древнебуддиской культуре Gandhara. Собственно название местности переводится с санскрита как Такша – Змея и Сила – холм. Змеиный холм. Ну как бы древние верили, что первые люди, жившие на этой территоррии – Такшасы — происходят от самих древних Наг. Гандара была крупным и сильным индуистским государством, имевшим обширную территорию, включающую современные территории Пакистана, Индии, Афганистана. Много упоминаний об этом древнем государстве есть в индийском эпосе Махабхарата. В 6-ом веке до н.э. на эти государства распространилась власть Персии, сам Кир Великий завоевывал эти территории – Гандхара и Кембоджа стали 7-ой сартапией великой Персии. Потом  Александр Великий в 326 году до н.э. присоединил эти территории к своей великой империи и греческая культура тоже оказала свое влияние на культуру и ремесла местных народов. После эти земли принадлежали империи Маурьев и во времена императора Ашоки в Таксиле процветал буддизм. Сюда частенько захаживали знаменитые буддистские миссионеры из Китая. В первые три века нашей эры Таксила входила в состав Кушанской империи, а до завования арабами в 712 году Гандхара управлялась местными правителями в независимом ключе. К сожалению, в 5-ом веке нашей эры белые гунны вторглись в эти края и разграбили множество буддиских монастырей и святынь. Так что восстановить это все не смогли и после их ухода. Ну а потом сюда уже пришел ислам и буддисткая культура Гандхара растворилась и на ее место пришли новые культурные слои.

Об истории Таксилы можно говорить бесконечно, но у меня не учебник истории, я стараюсь для себя в первую очередь составить представление об этом месте, так как во время рассказа Инны об этом месте приходилось отвлекаться на фото и видео, да и такой объем информации во время экскурсии трудно переварить. На музей мы выделили ничтожный час с 10.50 до 11.50. Этого было очень мало, к сожалению. Территория музея очень ухоженная и зеленая, здесь множество цветов, аллей и деревьев.

Внутри прохладно и чисто, множество статуй Будд, барельефов со сценками из жизни Будды и местных правителей, посуды, украшений и других полезных предметов быта, какие-то надгробные плиты и т.д. Как обычно в подобных музеях, впрочем.

Времени читать все таблички и вникать у нас не было, поэтому в музее просто изумлялись продвинутости древней культуры, точности и тонкости резьбы по камню, качество изготовления керамики и металлической посуды как для того времени!

Город, как я уже писал выше, находился на пересечении торговых путей и при раскопках было найдено множество самых разных монет.

Dharmarajika Stupa and Monastery. Это была наша следующая точка, отмечу, что расстояния между объектами не пешеходное и если у вас не будет транспорта с водителем, то вам придется пользоваться услугами такси или тук-туков, найти которые труда особо не составит. Думаю их можно нанять рупий за 500 и осмотреть все интересующие вас объекты. Также отмечу, что объектов много и их тщательный осмотр требует полного дня, а то и больше.

Так что имейте это ввиду. Ну а мы через 5 минут езды уже были на месте.

Ступа Дхармараджика была построена на останках еще более древней ступы, возникшей еще в 3 веке до н.э. при императоре Ашоке, так считают археологи.

Есть и противники этой версии. Но как бы то ни было это официально самый старый и обширный буддистский комплекс древней Таксилы, доживший до нашего времени. Главная большая ступа имеет диаметр 40 метров и высоту 14 метров. Она была возведена примерно в 2 веке нашей эры, после того, как предыдущие ступы были разрушены землетрясениями, для хранения реликвий Будды при Ашоке Великом, которого называли Dharmaraja. Вокруг ступы было построено в течении 200-от лет ряд мелких ступ, от которых чаще всего остались лишь основания.

На входе нам выделили гида и мы оплатили по 500 PKR с человека, Инне бесплатно. Далее мы пошли по ухоженным дорожкам к главной ступе.

Главная ступа считается 8-ой по величине в Азии. Вокруг нее очень много остатков разнообразных строений, служивших по мнению археологов и кельями для монахов, и ступами поменьше, и храмами, и учебными заведениями, и, конечно же, рынками и магазинами. Сама ступа и многие развалины поросли травой и частично покрыты слоем почвы, ничего тут не блещет золотом, как в Бирме, но смотриться ухоженно и вполне старинно и в целом очень достойно. Нам однозначно понравилось. Мы обошли вокруг ступы, зашли внутрь некоторых полуразрушенных помещений. Местами остались остатки статуй Будд, части его тела из камня. В качестве стройматериала использовались скальные породы, пепельный камень.

Возле ступы мы также осмотрели остатки монашеских келий, построенных в виде ряда комнат с верандами. Это характерные квадратные фундаменты с остатками зданий к северу и северо-востоку от Ступы.

Северный монастырь состоял из двух дворов, каждый их которых был построен вокруг Большой Ступы. Восточный двор был поменьше, и жило там не менее 13-ти монахов. К западу от ступы расположен большой монастырь G, где археологи раскопали около 50-ти монашеских келий и ступу. К северо-западу от Ступы располагался монастырь М и он тоже содержал свою небольшую ступу. Исторически в Дхармараджика Ступа хранились великие буддистские реликвии – фрагменты костей Будды и ценные украшения и пожертвования. Большинство из них были разграблены еще до раскопок Джона Маршалла. Но кое-что сохранилось и теперь хранится в музеях. В небольших ступах, окружающих главную ступу было найдено 18 сосудов с реликвиями, в одном даже был цилиндрический болшой кусок золота. Ряд предметов были явно из далеких стран, что указывало на значимость Таксилы, как одного из центров торговых путей региона.

Туристов тут почти не было, так что кто хочет посещать сайты ЮНЕСКО без толп туристов может смело ехать в Пакистан. На этот сайт мы потратили 25 минут. Он не большой. Да и времени зависать на каждой развалине у нас не было. Далее мы выдвинулись на третий археологический сайт – Sirkap, что означает «отрубленная голова», и это имя мифологического демона, который, как говорят, жил на этом месте. Он пожрал человеческую плоть и был убит героем Расалу.

Были тут в 14.33. Здесь мы уже перемещались без навязанного гида.   

Античный город Сиркап был основан в 180 году до нашей эры.

План города достоточно прост. Есть ворота и длинная улица. Вдоль улицы расположены ступы и останки различных строений. На входе висит план города и описание его на английском и урду. Из плана видно, что город был весьма не маленьким. Греко-бактрийский царь Дмитрий построил этот город после своего вторжения в Индию, как часть индо-греческого царства, которое занимало весь север и северо-запад и просуществовало до 10 века нашей эры. Димитрий считал себя греком и построил город по плану Гипподаме, то есть как решетчатый. Святилища Таксилы отражают мультикультурную природу индо-греческого королевства, которое состояло не только из Пенджаба, но и из Гандары (то есть из долины Кабула и Свата), Арахосии и части долины Ганга. Греческие религиозные обряды, зороастрийские культы, индуизм, джайнизм и буддизм — все религии присутствовали в Таксиле второго века. (Например, в Жандиале было зороастрийское святилище, похожее на греческий храм.)

Инна подвела нас к раскопкам, где археологи выделили 7 археологических слоев.

  1. Пригород Бхир; VI в. до н.э .;
  2. Первая, Деметрийская фаза греческого города, начало второго века до нашей эры;
  3. Вторая, менандрийская фаза греческого города, конец второго века до нашей эры;
  4. Первая фаза периода Сака, начало ок. 90 г. до н.э .;
  5. Вторая фаза периода Сака;
  6. Последняя фаза периода Сака, до землетрясения ок. 30 г. до н.э.;
  7. Парфянский период (тонкий слой вверху).

Осмотрев археологические слои мы пошли не спеша по главной улице древнего городища, обильно поросшего зеленой травой. У входы располагался круглый колодец 1-2 веков нашей эры, далее слева и справа множество каменных квадратных и прямоугольных фундаментов храмов, магазинов, жилых помещений. Стен строений практически не сохранилось, но по стилю строений можно было понять, где были храмы и ступы, а где рынки и торговые ряды.

В тени деревьев посидели на лавочках. Затем продолжили осмотр. В глаза явно бросилось большое количество ступ с явно эллинистическими элементами, а также остатки индуистских храмов. Так что эти культуры явно переплетались в этом замечательном городе. Особый интерес у нас вызвала Круглая буддистская ступа, являющаяся одной из старейшей в регионе, а также храм апсид – самый крупный храм в Сиркапе, по размерам соспоставимый с парфеноном в Греции.

Ступа двуглавого орла, что названа так за счет того что на ее вершине восседает двуглавый орел, это необычайный образец смешения культур, где снаружи кажется что это индуистский храм, а внутри преобладают греческие арки и коринфские колонны.

Общий стиль храма напоминает вавилонские мотивы, но распространен был также и у Скифов. Здесь сделали небольшую фотосессию. Прогулявшись по античному городищу, вернулись обратно к воротам.

Закончили осмотр к 13.10, на холм, расположенный неподалеку с красивым видом, решили не ходить из-за нехватки времени.

Последней важной точкой комплекса археологических городищ и музея Таксила у нас был очень достойный Jaulian Buddhist Stupa&Monastery. Это еще один объект ЮНЕСКО и дорога до него заняла минут 5 на автомобиле. К 13.20 мы прибыли на место. К монастырю ведет лестница, так как расположен он на холме высотой 100 метров, и оттуда открывается знатный вид.

Здесь с нас также хотели содрать много денег, но в итоге мы сторговались за 500 рупий на двоих и Инна вне конкурса. Итого на все 4 точки нами было потрачено 2500 рупий, как я уже отметил вначале.

Надо отметить, что Монастырь Джаулиан понравился нам больше всего. Это комплекс очень прилично сохранившихся зданий, да и развитие монастыря датируется уже 2 веком нашей эры. Построен он был кушанами и просуществовал почти 400 лет – до 5 века нашей эры, когда был опустошен и разграблен белыми гуннами в 450 году нашей эры. Последующие правители преследовали буддистов региона, так что сайт так и не был восстановлен.

Главная Ступа Монастыря Джаулиан был меньше, чем аналогичная ступа в Дхармараджике, и сохранилась хуже, оригинальная штукатурка сохранилась лишь фрагментарно. Главная ступа окружена 21 более мелкими «вотивными ступами», которые содержали религиозную иконографию — хотя некоторые утверждают, что некоторые из вотивных ступ были фактически построены как гробницы для почитаемых монахов. Статуи, расположенные в обители, в основном сохранились; хотя некоторые из них были удалены и размещены в музеях.

Самая интересная для нас была Статуя Будды с отверстием в пупке – она называлась «Исцеляющий Будда». Паломники засовывали пальцы в пупок статуи и молились о лечении различных недугов. Надпись 5-го века, сохранившаяся под статуей, показывает, что она была сделана монахом Будхамитрой Дхарманандином.

Джаулианский монастырь представлял собой двухуровневое здание, в котором находились 28 студенческих комнат на первом этаже и еще 28 на втором этаже. Два уровня связаны каменной лестницей, которая до сих пор сохранилась. В некоторых комнатах сохранились статуи Будды. В каждой комнате была ниша для светильников, а в окне — источник свежего воздуха и естественного света. Окна были спроектированы так, чтобы быть более узкими по внешнему краю и более крупными по внутреннему краю для защиты от диких животных. Комнаты были оштукатурены и украшены картинами. Как было принято в других крупных монастырях в регионе Гандхара, таких как Тахти-и-Бахи и Дхармараджика, часть монастыря была отведена специально для производства буддийских рукописей, обычно на бересте — очень скоропортящийся материал. Монастырь также содержал большой бассейн, который использовался для мытья, и кухню. На участке хорошо сохранился камень для измельчения специй, а также две каменные мельницы, которые использовались для измельчения зерна.

Монастырь некоторые считают старейшим в мире университетом. Студенты приезжали сюда изучать тексты со всего Индийского субконтинента, а также из Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и Китая.  Сейчас Джаулианский монастырь часто используется для свадебных и коммерческих фотосессий, Инна сказала, что здесь даже иногда делают предложения руки и сердца. Нас сопровождал гид и старался показать все в лучшем виде. Он особенно акцентировал внимание на надписях на старинном и изчезнувшем языке Харошти, существовавшем до 4-го века нашей эры, что явно подтверждает старинность объектов. После осмотра Главной ступы и окружающих ее по периметру ступ и изображений Будд, мы прошли к постройкам монастыря, увидели место, где был бассейн для омовений, осмотрели несколько прекрасных изображений Будд в нишах, некоторые нам специально открыли.

В 13.55 мы покинули это прекрасное старинное место и спустились вниз по лестнице. По дороге увидели прекрасных белых козочек.

На этом осмотр музея и археологического комплекса Таксила был закончен. В общей сложности мы провели примерно 3,5 часа. Мы не успели осмотреть монастырь Mohra Muradu и несколько менее важных мест. Если у вас будет получаться, то мы рекомендуем выделить на полноценный осмотр Таксилы минимум часов 5-6. Если же времени мало, то просто используйте наш опыт, мы уезжали полные впечатлений и не факт, что нам реально нужны были еще какие-нибудь развалины. Итак, впечатлений выше крыши.

Водитель взял курс на Katas Raj, расположенный у городка Kallar Kahar, что в провинции Пунджаб, по отличному автобану М2. Дорога составляла 155 км и заняла 2 часа и 25 минут почти без остановок. Я оплатил платные дороги на сумму 250 PKR. На часах было 16.20, когда мы добрались до места и вышли из машины и купили за 70 PKR бутылку воды. Далее мы с Инной направились к входу в комплекс. Вход был бесплатным, но рекомендовалось взять местного гида, который за чаевые в виде 300 PKR был рад показать редким иностранным гостям данный великолепный комплекс. Katas Raj temples – это комплекс из нескольких индуистских храмов, соединенных между собой пешеходными дорожками. Важное место занимает пруд, созданный по легенде, чтобы собирать слезы безутешного Шивы, оплакивавшего долгое время свою супругу Сати. Вокруг пруда располагается ряд храмов. Храмы Катаз Раджа отображены в знаменитой эпичной поэме «Махабхарата». Именно в этих храмах согласно поэме провели значительную часть своего изгнания братья Пандавы. Именно здесь согласно легендам братья Пандавы учавствовали в конкурсе загадок с Якшами. По некоторым легендам храм был основан и украшен самим Кришной.

Как бы там ни было, невзирая на некие археологические античные находки на месте Катаз Раджа, большинство археологов датирует возникновение храмов в Катаз Радже 7-ым веком нашей эры, когда после распада государства Гандхара индуизм в этих местах начал набирать очень большую популярность. Империя индуистских шахов финансировала строительство храмов как в Катаз Радже, так и по всему северному Пенджабу и плато Потохар с 7 по 10 века. Комплекс до сих пор является очень важным местом для паломничества индуистов. Его не обошел вниманием сам гуру Нанак, основатель сикхской религии. До начала войны с Индией в 1965 году тысячи индийских верующих регулярно посещало комплекс с религиозными целями. Лишь в последние годы наметились некие послабления в выдаче виз гражданам Индии под посещение комплекса. Из-за того, что индуисты из Индии долгие годы не могли посещать комплекс Катаз Радж, а пакистанских индуистов катастрофически мало и средств у них не много, комплекс во второй половины 20-го века начал приходить в упадок. В 2006 году Пакистан начал реставрационные работы в комплексе. Был почищен священный бассейн и проведены работы по реставрации части помещений и росписей. В феврале 2017 года Пакистан выдал визы более 300 паломников из Индии для посещения фестиваля в Катаз Радж.

И вот в 16.24 по местному времени мы начали осмотр этого комплекса. Прошли по дорожке к стендам с информацией, есть описание на английском языке и план комплекса.

Комплекс весьма не маленький, кстати. Первым на нашем пути был Hanuman Temple, он имеет выходы на юг и север, а на стенах множество цветных фресок, не все, конечно, хорошо сохранились, но впечатление очень приятное.

Гид рассказал нам, что после сноса мечети Бабри местные жители пытались разрушить этот храм и что божество Ханумана увезли отсюда в какой-то музей в Индии, и они  надеятся, что вскоре после завершения ремонтных работ его восстановят на прежнем месте. В свете с осложнений в отношениях стран это видится в отдаленной перспективе. Мы поднялись наверх храма и насладились видами на окрестности – очень советую не полениться и подняться.

Пофотографировавшись на фоне массивного форта и мощных крпеостных стен, мы спустились к храму Шивы. Храм Шивы также построен на квадратной платформе.

Его вход представляет собой утопленную круглую арку со слабыми выступами и прямоугольным отверстием на север. Внутри алтарь божества и великолепные обновленные цветные фрески.

Храм находится внизу рядом с озером. Очень заинтересовала нас группа пакистанцев, тащивших пойманную большую рыбину, с удовольствием сфотали их.

После мы продолжили осмотр и уделили внимание Buddhist Stupa Remains. В настоящее время останки Ступы, включают каменную кладку в известковом растворе, и имеют размеры около 12 квадратных метров и высоту около 4 метров, а в открытой части сооружения, обращенной на восток, можно сосчитать до шестнадцати ходов каменной кладки. В траншее на глубине 2 метра от уровня земли видны песчаниковые плиты средних размеров. Из-за разрушительного воздействия времени все декоративные элементы, замеченные Каннингемом во время его исследований этого здания, исчезли.

Далее мы проследовали к важной части комплекса – «Sat Ghara», что означает «Семь домов, или храмов».

Они очаровали нас — мягкое солнце и сельская местность на заднем плане, небольшое стадо коров с колоритном дедушкой-пастухом, вау … довольно расслабляюще и успокаивающе, чтобы остаться там и провести некоторое время.

Жаль, что времени у нас было не много. Это место находится на самом верху холма и с него открывается прекрасный вид на укрепленные стены, окрестности и священный пруд у входа в комплекс. Мы туда поднялись по вполне обновленной лестнице, с местами видными оригинальными ступенями. Главный храм окружен двумя ветхими алтарями, а чуть ниже, в 6-ти метрах, расположены остатки еще одного храма. Стилистика очень напомнила нам кашмирский стиль – те же трилистные арки, рифленые столбы и остроконечные линии крыш. Как известно, этот стиль архитектуры превалировал в Кашмире с 625 по 930 годы нашей эры во времена династии Варма.

Большой полуразрушенный храм в комплексе был идентифицирован археологами как джайнистский храм. Он декорирован и украшен был в похожем стиле, как некоторые буддистские храмы того периода в Таксиле. Ramachandra temple относится уже к позднему сикхскому периоду, в нем была большая фигура из красного песчаника с четырьмя руками и тремя головами, а также справа фигура кабана, а слева – льва. Осмотрев комплекс «Семи храмов» и полюбовавшись закатом, мы, удовлетворенные полностью, двинулись вниз.

В 18.00 мы закончили осмотр этого замечательного места. Пора было продолжать наш путь.

Далее мы выдвинулись обратно к автобану и по дороге засняли знаменитый пакистанский грузовик-автобус – местная достопримечательность и очень крутая штука. Количество набитых в него людей было весьма приличным.

Через час езды в 19.10 было принято решение остановиться в зоне отдыха у автобаса М2 – Alipur Syedan. Самым оптимальным вариантом для ужина был расположенный там Макдональдс. Заодно попробуем Макдональдс в Пакистане. Так как у нас были приготовленные дома кебабы, купленные еще накануне в Исламабаде, то мы к ним добавили бургеры и напитки. Получилось достаточно сытненько и съедобно.

Оплатили 1160 PKR по счету. Примерно в 19.40 стартовали в Лахор уже без остановок. По дороге оплатили за толлы 460 PKR с учетом обратной дороги водителя. Хотелось насладиться видом из прекрасного видового ресторана Haveli restaurant. Дорога заняла 2,5 часа, что не так и плохо, как для 190 км. По приезду мы оплатили паркинг 50 PKR.

Badshahi Mosque при подсветке просто прекрасна, как и само здание, где на крыше и располагается открытый ресторан – один из культовых руфтоп ресторанов Куала Лумпура. Однако, в самом заведении нас ждало огромное разочарование. Мы сразу обозначили персоналу, что нам не надолго, что мы не голодны и желали бы просто попить чаю и кофе и, возможно, какой-нибудь десерт. Нашу просьбу приняли очень холодно, столик дали, но принесли напитки в пластиковых стаканчиках. Инна прям стребовала чашки, те принесли стеклянные винные бокалы зачем то. Ну да ладно. Я установил штатиф и начал снимать прекрасную мечеть на длинной выдержке.

Персонал стоял над душой и явно ожидал, когда такие не выгодные клиенты, как мы, покинут заведение. Очень глупая и не дальновидная позиция, так как Инна как минимум гид, который может приводить туристов регулярно и некоторые из них могут и серьезно потратиться. Да и реклама опять же. Крайне не правильно так обслуживать клиентов, которые просто пришли на полчаса попить чаю и пофотаться. Ведь если им понравится, то в следующий раз они могут привести компанию друзей и отменно поужинать. Видимо, основы маркетинга персоналу не рассказали, да и Аллах с ними.

Haveli Restaurant, расположенный по адресу 2170-A, Food St Fort Road,

Shahi Mohallah Walled city of Lahore, Lahore Часы работы с 13.00 до 1.00 https://www.haveli.com.pk/  Tel — +92300 8414899

Мы же провели минут 30 в кафе, поболтали и только собирались попросить счет, как он материализовался на нашем столе – персонал уже подготовили счет заранее, чтобы мы даже ни одной драгоценной секунды столик не занимали. Оплатили 860 PKR и, высказав все, что о них думаем, отправились вниз к нашей машинке. Далее я оплатил водителю 3500 PKR за транспорт и его работу и еще 4235 PKR за бензин на обратную дорогу и толл в аэропорт. Мы выехали в международный аэропорт Лахора примерно в 22.50 и прибыли минут через 30-40. Затем начали прощаться и обниматься с Инной. Сказать, что мы были благодарны и довольны работой этого прекрасного человека и теплой встречей ее мужа Джафа – ничего не сказать! Инна умничка. Вот ее контакты.

Гид по Пакистану Инна Мамченко + 92 345 6787888 вайбер и вотсапп, группа в Фейсбуке See you in Pakistan.

Рассчиталились окончательно с Инной – 50$ и 1470 PKR, обнялись крепко и двинулись на вход в терминал аэропорта. Для начала прошли через сканер и проверку багажа на входе, потом посетили туалеты и нашли стойку регистрации. Наша следующая цель – Величественная Персия, она же Иран и, в частности, ее столица Тегеран. Доставить нас туда должна была иранская авиакомпания Mahan Air, которая осуществляет рейсы из Лахора в Тегеран раз в 4 дня. Это единственная не дорогая возможность попасть из Пакистана в Иран по воздуху прямым рейсом. Все остальные варианты с пересадками и стоили значительно дороже. Авиабилеты мы покупали в офисе авиакомпании Mahan Air  в Куала Лумпуре – и себе и нашим друзьям, о чем я писал в части Подготовка к путешествию. Регистрация на рейс была самой взбалмошной и беспорядочной в нашем путешествии. Заняла она наверное час.

Множество пакистанцев летело не в Тегеран, а в Европу с пересадкой в Тегеране. И мы так поняли, что это один из самых выгодных по цене вариантов. Так что борт был полон, а ажиотаж царил бешеный и мы беспокоились посадят ли нас, или вообще овербукинг будет. Все осложнялось еще и тем, что повисли системы(как нам сказали) и посадочные талоны и места выписывали вручную. Наконец-то мы достоялись в очереди и получили заветные посадочные талоны, выписанные от руки. Далее мы прошли паспортный контроль и получили штампы выезда из Пакистана, потом проверка ручной клади и личный досмотр, где у нас ничего не изьяли. Ну и далее зона ожидания. Помню мы расположились на лавках, перепаковывали ручную кладь, что-то еще перекусывали. В общем, скоротали время о вылета вполне нормально. В 1.56 ночи нас пригласили на посадку и мы разместились в салоне самолета. Увы, я не записал тип самолета, мы были очень уставшие и я собирался просто спать. Просыпался я только на кормление – достаточно вкусно, кстати. В аэропорту Лахора отсутствует дьюти-фри, но есть кофейни и точки по продаже сувениров. Туалеты в порядке и есть питьевая вода, но мы не рискнули ее пить. Самолетик Mahan Air вылетел с небольшой задержкой в районе 2.20 ночи и взял курс на Тегеран.

Лететь было около 3,5 часов. Разница во времени с Ираном минус 1 час 30 минут. Удалось подрыхнуть почти все время полета. Прошел он не заметно на фоне приличной усталости. А далее это уже совсем другая история.

Я же подвожу итоги не только этого меганасыщенного дня – 5 сентября 2018 года, но и всего путешествия по Пакистану с 28 августа по 5 сентября 2018 года.

День вышел идеальным, мы успели осмотреть и Таксилу, и Катаз Радж. Успели попить чай с ночным видом на Бадшахи мечеть в Лахоре, успешно добрались до Международного аэропорта Лахора и благополучно улетели в Тегеран.

Поездка выдалась потрясающей и нами были достигнуты все поставленные цели. Пакистан поразил гостеприимством, приятными и открытыми людьми, восточным колоритом, потрясающими горами и яркими приключениями. Мы будем помнить это путешествие всю жизнь. За все огромное спасибо гидам Саджаду Хуссейну, Инне Мамченко и ее мужу Джафу, водителям, особенно Хайдеру, который возил нас по Гилгит-Балтистану. Наш план идеален на 9 дней. Успеть что-то еще не реально, но если у вас будет 12-14 дней, то Инна может организовать вам яркий тур по Северу в общину-долгожителей, к загадочным калашам – потомкам Александра Македонского и многое другое. Здесь безопасно, колоритно и очень интересно!

За этот день нами было потрачено – 19645 PKR  и 50$. Из них на транспорт было потрачено 13225 PKR, на входные билеты и экскурсии 50$ и 4270 PKR, на еду и продукты и 2150 PKR.

За все путешествие в Пакистан нами было потрачено 97774 PKR( 815 USD) и 932 USD и еще добавим плату за визы с учетом приглашения 210 USD, а также внутренние перелеты на двоих 472 USD. Итого – 2429 USD на двоих. Я не учитывал здесь авиабилеты из Куала Лумпура в Амритцар и авиабилеты из Лахора в Тегеран – я это посчитаю в затратах соответственно на Индию и Иран.

Добавить комментарий